СПРАВКА К ПИСЬМУ О КОНВЕНЦИИ ЭСПО 29.01.11

9th Февраль 2011     Автор: Vitaly
Поделиться |

Приложение к письму от 29.01.2011 г. http://pim.org.ru/archives/412

СПРАВКА

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) — международное соглашение, инициированное Европейской экономической комиссией ООН и подписанное в Эспо, Финляндия, в 1991 году, вступившее в силу в 1997 году. Согласно Конвенции, процедура оценки воздействия на окружающую среду (включающая публичные обсуждения) потенциально опасных проектов должна проводиться не только внутри государства, но и в сопредельных странах, которые могут быть затронуты воздействием этих объектов. В соответствии с Конвенцией, процедура оценки должна производиться на ранних стадиях планирования.

Российская Федерация является подписантом данного международного договора и представительствует в мероприятиях по линии Конвенции в статусе наблюдателя. Россия должна руководствоваться положениями Конвенции, и это закреплено, в частности, в действующем Положении Госкомэкологии «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено Приказом Госкомэкологии от 16 мая 2000 г. N 372): «2.9. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте».

Российская Федерация создала прецедент проведения Стратегической экологической оценки как части требований Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Таким положительным примером и объектом для анализа является строительство газопровода «Северный Поток» (the Nord Stream AG Project) на Балтике. Российское Правительство для данного конкретного проекта взяло на себя обязательство официального выполнения требований Конвенции об трансграничных воздействиях на окружающую среду, определило министерства, отвечающие за реализацию соответствующих обязательств, провело необходимые общественные консультации в соответствии с требованиями Конвенции и Протоколом по Стратегической экологической оценки. Соблюдение этих требований способствовало согласованию прохождения газопровода через территориальные воды и исключительную экономическую зону Германии, Финляндии и других балтийских стран.
В ряде других проектов российские государственные компании также будут вынуждены будут следовать требованиям Конвеции Эспо, например, «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром Нефть» при строительстве магистрального нефтепровода «Бургас – Александропулюс», в котором им принадлежит 51% акций.

Разрушение системы ГЭЭ в 2006 году и неприсоединение к Конвенции Эспо на практике затруднило России доступ к международному проектному финансированию, в том числе в проекты добычи, транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов. В соответствии с требованиями международных финансовых институтов (Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, ЕБРР, EIB, US OPIC и др.) компании, которые обращаются к ним за кредитами под реализацию крупных инфраструктурных проектов (стоимостью более 10 млн. долларов), обязаны проводить отдельную ОВОС в соответствии с процедурой этих финансовых институтов в случае отсутствия норм в национальном законодательстве в этой сфере. Те же требования предъявляют и частные финансовые институты, присоединившиеся к международным стандартам ответственного финансирования, направленным на предотвращение «экологического демпинга» частных банков, по сравнению с межгосударственными и государственными – так называемым «Принципам Экватора». Присоединившиеся к «Принципам Экватора» финансовые институты обеспечивают около 80% проектного финансирования в мире, в их число входят банки не только стран ОЭСР, но и Бразилии, ЮАР, Китая и других стран.

Ослабление национальных правовых требований к оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизе (ГЭЭ), также как и неприсоединение к Конвенции Эспо, обеспечивающей экологическую безопасность и ответственность проектов, затрудняет реализацию крупных проектов, нуждающихся в заемном финансировании, и требует дополнительных финансовых, организационных и временных ресурсов. Максимально полное отражение в российском законодательстве требований и процедур международных финансовых институтов – ведущих кредиторов и инвесторов – будет способствовать экономическому развитию и повышению инвестиционной привлекательности российской экономики.

Конвенция «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» является эффективным инструментом защиты именно российских природоохранных интересов. К их числу нужно отнести трансграничный воздушный перенос загрязнений из Польши и Украины на территорию России, планируемую нефтедобычу Украины на Черном море, развитие нефте- и газодобычи в Баренцевом море Норвегией, загрязнение Амурского бассейна стоками с промышленных предприятий в Китае, строительство атомных станций в Беларуси и Литве и т.п. Не ратифицировав Конвенцию Эспо, Россия формально не имеет обязательств в отношении природоохранных интересов соседних стран, но также и соседние страны не имеют таких обязательств по отношению к России.

Ратификация Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в 1991 году, будет логичным продолжением начатых действий по фактическому применению ее требований, укрепит национальную правовую базу для реализации важнейших трансграничных проектов, что соответствует интересам Российской Федерации.

Метки: , , Рубрика: Деятельность